china_shore (china_shore) wrote,
china_shore
china_shore

Categories:

Лицзян

"Лицзян" по-китайски обозначает "прекрасная река". Такое имя город получил благодаря великой Реке Золотого песка, широко известной под названем Янцзы, - она протекает к востоку и западу от города, образуя огромную петлю, внутри которой и расположен Лицзян.", "  - Петр Гуляр "Забытое королевство". Петр Гуляр жил в Лицзяне и занимался организацией кооперативов в 1940-х годах прошлого века. Я в восторге от его книги и многое в городе видела через призму повествования Петра Гуляра.

Расположен Лицзян в горной долине, на высоте 2400 метров над уровнем моря, очень хорошо орошается водой с ледников. Вода ветвится по всему городу ручьями, речушками и каналами. Но! Воздух в городе очень сухой, - испытано буквально своей кожей.

Вплоть до прошлого века Лицзян был очень бойким торговым городом, через него проходил так называемый Южный Шелковый путь, Чайный торговый путь.
Самым многочисленным народом в городе до последнего времени были наси, родственный тибетцам. Были у города и свои правители - семейство Му, подчиненные Китаю со времен прихода сюда в XIV веке войск Хубилая. Но даже в 1940-х годах прошлого века китайцы (ханьцы) предпочитали не соваться в эти места, считая их варварскими, опасными, населенными дикарями, слишком отдаленными от цивилизованного Китая. Тем не менее, наси очень многое переняли у ханьцев, но и самобытность не всю растеряли.

Город никогда не был окружен крепостными стенами и связывают этот необычный факт с правящим семейством Му, иероглиф которого обозначает "дерево". А иероглиф дерево, окруженный квадратом, становится иероглифом "кунь" со значением находится в окружении, быть под давлением. Поэтому по повелению правителей город так и остался без городских стен. Впрочем, город и состоял из деревень ещё в прошлом веке и улицы его назывались по имени деревень, в него входящих.  

Один из спусков из нового города Лицзян в Старый Лицзян на фото 1.
1.


Крыши, как видите, прямые, вверх загнуты только кончики. А в Ханчжоу ребра крыш дугой.

Под катом 33 фото и буквы.




На фото 2 - резиденция правителей Му. Построенная в соответсвии с теорией фэншуй в 1382 году. С трех сторон окружена водными каналами, с четвертой, восточной, примыкает к холму Льва. Фото сделано далеко не с самой высокой точки холма Льва. Поднятся много выше, в парк на холме, увы, у меня не было возможности.

Семейство Му владела землями Лицзяна с эпохи династии Тан (618 - 907), затем в XIV веке Лицзян был включен в состав огромной империи неугомонным монгольским ханом и китайским императором Хубилаем, но Лицзян ещё долгое время, - 4 века, - имел права удельного феодального княжества во главе с теми же Му.
Маньчжуры Цины в 1732 году упразднили деления на уделы и Лицзян стал префектурой.
Должность префектов ещё некоторое время сохранялась за Му, но к 1940-м, ко времени пребывания Петра Гуляра, префекты уже назначались из Китая.

В 1940-х в зданиях резиденции Му распологалась школа, а само семейство Му переживало не лучшие дни. Одного из членов благородного семейства Му, двоюродного брата "короля", Петр взял на работу. Королевский отпрыск был блестяще образован и чуть ли не единственный в городе был способен вести документооборот на китайском языке. При этом вороват из-за своего пристрастия к опиуму, но заменить его было совершенно некем.

Сейчас резиденция отреставрирована и принимает туристов как музей.
2.



Репортаж из резиденции не буду делать, у меня для этого недостаточно материала, но пройти вот этого Чуда-юда, стоящего у каждой двери парадного холла резиденции (фото 3) не могу. Это деревянный Бог войны народа Наси. Имени его не знаю, птичьими лапами смахивает на птичьего царя Гаруду. В других частях города его изображения есть, но не с барабаном во вполне человеческих руках, а со змеей в руках и рту, прикрытой длинной верзней губой.
3.



На фотография 4. вдали красуется Сюэлуншань (местные называли её Сатцето)  - гора Снежного Дракона, вечно покрытая льдами и снегами. Фото сделано с верхних этажей одного из зданий резиденции.
Конечно, гора считалась священной и на его вершине был храм. После прихода в город коммунистов в конце 1940-х храм был осквернен. Сильное землетрясение 1952 года, принесшее Лицзяну огромные разрушения, многоми было воспринято как наказание за осквернение священной вершины.

Сейчас на гору водят экскурсии, есть фуникулер. Мы туда, к сожалению, не попали. Говорят, на канатную дорогу надо стоять в очереди часа 3.
4.



Крыши старого Лицзяна с горы (не с верхушки) холма Льва на фото 5.
"Все дома в Лицзяне были двухэтажными, в три или четыре флигеля, а то больше....В центральной части распологался мощеный камнем дворик с тремя приподнятыми клумбами.." - Петр Гуляр.

На фото виден и современный Лицзян, в основном трех-пяти-этажный.
5.


На фото 6. - рыночная площадь. Про неё у Петра Гуляра: "Вероятно, это была единственная на весь Китай рыночная площадь, которая ежедневно тщательно мылась, притом силами самой природы. Рано утром шлюзы канала, который огибал подножие горы....открывали, и площадь по щиколотку заливало водой - она лилась около часа, унося грязь в нижний рукав реки Лицзян по другую сторону рынка"

Дело было перед Чуньцзе, на площади установили сцену, увешанную "фонарями". Девушки справа на фото пытаются разобраться в очень условной карте старого Лицзяна.
6.







Сразу за сценой ворота Кэгун (фото 7). Построены при Цинах вчесть трех братьев, успешно сдавших экзамен на чиновничью должность на уровне провинции, что было невиданным делом для этих отдаленных от центра мест. В 1944 году ворота горели во время Чуньцзе, что характерно. Восстановлены.
7.



Та же башня и мостик. Всего в старом Лицзяне 365 мостов. Мосты и мостики каменные, деревянные, арочные и плоские.
8.



Домики в видом на главную рыночную площадь. Видите шнурочки разноцветные висят - это местные тетушки туристам косички плетут с этими шнурочками.
Шнурочки вплетают не только девушкам, парни с такими шнурочками тоже были замечены.
9.



На фото 10. камень облупился на стене и видны кирпичи глиняные, сделанные вручную.
Здесь женщины продают разные виды тофу, в том числе вонючий тофу, который пахнет ужасно.
10.



Это я тут всё на одном месте кручусь. Вот там возле мосточка (фото 11) тофу вонючий продают, а женщина в кепке старательно косички плетет.
11.



Ещё один мостик. Из старых глиняных кирпичей дома выросла трава.
По Гуляру, наси предпочитали жить на первых этажах, выложенных из глиняных кирпичей, верхний, второй этаж, как правило, был низкий и использовался как кладовка, хранилище для продуктов.
12.



Большой Каменный мост - самый старый в городе арочный мост, насколько старый, нигде не уточняется.
Возле этого моста, как писал Гуляр, селились тибетцы. Тибетские купцы водили в город торговые караваны.

Особенно оживленная торговля посредством караванов из Индии через Тибет, Лицзян и далее в Кунмин шла во время японо-китайской войны, когда крупные порты не работали или работали плохо. Сразу после окончания войны торговля пришла в упадок, потому что караванный транспорт, как пишут, самый дорогой из видов транспорта.
13.



Женщины на каменном мосту фотографируются с туристами за денежку.
На рынке в новом городе видела женщин, торгующих овощами, в похожих, - но поскромнее, конечно, головных уборах, но они упорно не желали фотографироваться.
14.



В Лицзяне полно маленьких магазинчиков. Вывеска этого магазина (фото 15) гласит: "Ручное ткачество народа мосо."
Народ мосо китайцы относят к разновидности наси непонятно почему. Мосо совсем не похожи на наси обычаями и образом жизни.
Я думаю, что народ, который Петр Гуляр называл "ли син" или "лю си" и сеть народ мосо.

Петр Гуляр "В их обществе царил настоящий матриархат. Имущество передавалось по наследству от матери к дочери. У каждой женщины имелось по нескольку мужей...муж имел право находиться рядом с женщиной только до тех пор, пока он её устраивал - противном случае она могла без лишних церемоний его выгнать...Мужчины племени лю си...вечно прихорашивались и смотрели во все зеркала. Они красили губы помадой, пудрили щеки.."
15.



На фото 16 - ветряные колокольчики традиции Дунба. Люди покупают деревянные дощечки с красными ленточками, пишут на них свои желания и вешают на волю ветру.
Традиция Дунба сродни шаманской, бонской. Она регулирует отношения человека и природы, практикует шаманские трансы, предписывает когда и где можно и нужно собирать ветки, рубить лес и проч. В мифологии Дунба человек и природа - сводные братья, имеющие разных матерей.
16.



В старом Лицзяне используют систему трех колодцев: верхний - вода питьевая, средний - для мойки овощей, нижний - для стирки белья.

На фото 17 - три колодца у пруда Белой Лошади-дракона (Лунма). Женщины моют овощи и утку в среднем колодце. у нижнего колодца - мыльные следы моющего средства для белья.
Ворота (по центру фото 17) ведут к пруду Белой Лошади-дракона и одноименному храму.
17.



Над колодцем с питьевой водой - божество войны традиции Дунба.
Похоже, что воду из пасти выпускают как раз Лошади-драконы (под божеством Войны)
18.



Прямо за воротами - пруд белой Лошади-Дракона. Пишут, что во времена цинов пруд находился на территории деревни Белой Лошади-дракона, отсюда и название.
19.



Посреди пруда сидит существо Шу - химера человека и змеи опять же традиции Дунба. Это Шу ещё и крылато, над головой у него (или её?) - когтистый капюшон, немного напоминающий капюшон кобры.
20.



Если подняться по лестнице вверх, то можно увидеть Будду Майтрейю перед буддийским храмом.
У Меликсетова в "Истории Китая" было интересное про Майтрейю. Будда Майтрейа - Будда будущего, изображается в виде простодушного человека, до поры до времени скрывающего свою мудрость.  Руководители многих народных восстаний самопредставлялись как Майтрейа, очень удобная маска, образ для руководителя из народа.
21.



На это Майтрейа смотрит, только с чуть большей высоты.
22.



Ещё один тройной колодец.
23.



Колодец деревни Икэн. По легенде, в деревне Икэн останавливались войска Хубилая и пили воду из этого колодца зимой 1253 года перед тем как отправится на завоевание Дали.
24.



Женщина до колодца не дошла, стирает в переулке.
25.



Дальше фото без подписей.
26.


27.


28.



29.



30.


31.


32.


33.



34.





Tags: Лицзян, история, книги
Subscribe

  • Про конфуцианскую сдержанность

    Из книги Генри Киссинджера "О Китае". "...учитель Цзэн Гофань, высокопоставленный конфуцианский ученый ....советовал Ли Хунчжану в…

  • О смерти

    Паньцов А.В. "Мао Цзэдун" В эпизодах о смерти первой жены Мао. Расстреляли Кайхуэй 14 ноября 1930 г. "...судья обмакнул кисточку в…

  • (no subject)

    А я-то думаю, почему мночочисленные кочевые племена, обитавшие рядом с Китаем, отказывались от своего образа жизни в пользу китайского? Дык они не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments

  • Про конфуцианскую сдержанность

    Из книги Генри Киссинджера "О Китае". "...учитель Цзэн Гофань, высокопоставленный конфуцианский ученый ....советовал Ли Хунчжану в…

  • О смерти

    Паньцов А.В. "Мао Цзэдун" В эпизодах о смерти первой жены Мао. Расстреляли Кайхуэй 14 ноября 1930 г. "...судья обмакнул кисточку в…

  • (no subject)

    А я-то думаю, почему мночочисленные кочевые племена, обитавшие рядом с Китаем, отказывались от своего образа жизни в пользу китайского? Дык они не…